Гоголь в воспоминаниях современников
Пащенко Т.Г. - Черты из жизни Гоголя
В "Каждая черта великого художника есть достояние истории".
Виктор Гюго.
Наш знаменитый
Гоголь, при замечательной оригинальности своей, был неподражаемый комик,
мимик и превосходный чтец. Оригинальность, юмор, сатира и комизм были
прирождены, присущи Гоголю. Капитальные черты эти крупно выступают в
каждом его произведении и чуть ли не в каждой строке, хотя и не вполне
выражают автора, о чем и сам Гоголь сказал: "Письмо никогда не может
выразить и десятой доли человека". Поэтому каждая черта знаменитого
человека, в которой выражается его внутренний мир действием или живым
словом, интересна, дорога и должна быть сохранена для потомства.
Вот некоторые
из оригинальностей Гоголя. Гимназия высших наук князя Безбородко
разделялась на три музея, или отделения 1, в которые входили
и выходили мы попарно; так водили нас и на прогулки. В каждом музее был
свой надзиратель. В третьем музее надзиратель был немец 3<ельднер>2,
безобразный, неуклюжий и антипатичный донельзя: высокий, сухопарый, с
длинными, тонкими и кривыми ногами, почти без икр; лицо его как-то
уродливо выдавалось вперед и сильно смахивало на свиное рыло... Длинные
руки болтались как будто привязанные; сутуловатый, с глуповатым
выражением бесцветных и безжизненных глаз и с какою-то странной
прическою волос. Зато же длинными кривушами своими Зельднер делал такие
гигантские шаги, что мы и не рады были им. Чуть что, он и здесь: раз,
два, три, и Зельднер от передней пары уже у задней; ну просто не дает
нам хода. Вот и задумал Гоголь умерить чрезмерную прыткость этого
цыбатого (длинноногого) немца и сочинил на Зельднера следующее
четырехстишие:
Гицель - морда поросяча,
Журавлини ножки;
Той же чортик, що в болоти,
Тилько приставь рожки! 3
Идем, Зельднер - впереди; вдруг задние пары запоют эти стихи - шагнет
он, и уже здесь. "Хто шмела петь, што пела?" Молчание, и глазом никто не
моргнет. Там запоют передние пары - шагает Зельднер туда - и там тоже;
мы вновь затянем - он опять к нам, и снова без ответа. Потешаемся, пока
Зельднер шагать перестанет, идет уже молча и только оглядывается и
грозит пальцем. Иной раз не выдержим и грохнем со смеху. Сходило хорошо.
Такая потеха доставляла Гоголю и всем нам большое удовольствие и
поумерила гигантские шаги Зельднера. Выл у нас товарищ Р<иттер>,
большого роста, чрезвычайно мнительный и легковерный юноша, лет
восемнадцати. У Риттера был свой лакей, старик Семен. Заинтересовала
Гоголя чрезмерная мнительность товарища, и он выкинул с ним такую штуку:
"Знаешь, Риттер, давно я наблюдаю за тобою и заметил, что у тебя не
человечьи, а бычачьи глаза... но все еще сомневался и не хотел говорить
тебе, а теперь вижу, что это несомненная истина - у тебя бычачьи
глаза..."
Подводит
Риттера несколько раз к зеркалу, тот пристально всматривается,
изменяется в лице, дрожит, а Гоголь приводит всевозможные доказательства
и наконец совершенно уверяет Риттера, что у него бычачьи глаза.
Дело было к
ночи: лег несчастный Риттер в постель, не спит, ворочается, тяжело
вздыхает, и все представляются ему собственные бычачьи глаза. Ночью
вдруг вскакивает с постели, будит лакея и просит зажечь свечу; лакей
зажег. "Видишь, Семен, у меня бычачьи глаза..." Подговоренный Гоголем
лакей отвечает: "И впрямь, барин, у вас бычачьи глаза! Ах, боже мой! Это
Н. В. Гоголь сделал такое наваждение..." Риттер окончательно упал духом
и растерялся. Вдруг поутру суматоха. "Что такое?" - "Риттер сошел с ума!
Помешался на том, что у него бычачьи глаза!.." - "Я еще вчера заметил
это", - говорит Гоголь с такою уверенностью, что трудно было и не
поверить. Бегут и докладывают о несчастье с Риттером директору Орлаю; а
вслед бежит и сам Риттер, входит к Орлаю и горько плачет: "Ваше
превосходительство! У меня бычачьи глаза!.." Ученейший и знаменитый
доктор медицины директор Орлай флегматически нюхает табак и, видя, что
Риттер действительно рехнулся на бычачьих глазах, приказал отвести его в
больницу. И потащили несчастного Риттера в больницу, в которой и пробыл
он целую неделю, пока не излечился от мнимого сумасшествия. Гоголь и все
мы умирали со смеху, а Риттер вылечился от мнительности.
Замечательная
наблюдательность и страсть к сочинениям пробудилась у Гоголя очень рано
и чуть ли не с первых дней поступления его в гимназию высших наук. Но
при занятии науками почти не было времени для сочинений и письма. Что же
делает Гоголь? Во время класса, особенно по вечерам, он выдвигает ящик
из стола, в котором была доска с грифелем или тетрадка с карандашом,
облокачивается над книгою, смотрит в нее и в то же время пишет в ящике,
да так искусно, что и зоркие надзиратели не подмечали этой хитрости.
Потом, как видно было, страсть к сочинениям у Гоголя усиливалась все
более и более, а писать не было времени и ящик не удовлетворял его. Что
же сделал Гоголь? Взбесился!.. Да, взбесился! Вдруг сделалась страшная
тревога во всех отделениях - "Гоголь взбесился!.." Сбежались мы, и
видим, что лицо у Гоголя страшно исказилось, глаза сверкают каким-то
диким блеском, волосы натопорщились, скрегочет зубами, пена изо рта,
падает, бросается и бьет мебель - взбесился! Прибежал и флегматический
директор Орлай, осторожно подходит к Гоголю и дотрагивается до плеча:
Гоголь схватывает стул, взмахнул им - Орлай уходит... Оставалось одно
средство: позвали четырех служащих при лицее инвалидов, приказали им
взять Гоголя и отнести в особое отделение больницы. Вот инвалиды улучили
время, подошли к Гоголю, схватили "го, уложили на скамейку и понесли,
раба божьего, в больницу, в которой пробыл он два месяца, отлично
разыгрывая там роль бешеного...
У Гоголя
созрела мысль и, надо полагать, для "Вечеров на хуторе"4. Ему
нужно было время - вот он и разыграл роль бешеного, и изумительно верно!
Потом уже догадались.
На небольшой
сцене второго лицейского музея лицеисты любили иногда играть по
праздникам комические и драматические пьесы. Гоголь и Прокопович -
задушевные между собою приятели - особенно заботились об этом и
устраивали спектакли. Играли пьесы и готовые, сочиняли и сами лицеисты.
Гоголь и Прокопович были главными авторами и исполнителями пьес. Гоголь
любил преимущественно комические пьесы и брал роли стариков, а
Прокопович - трагические. Вот однажды сочинили они пьесу из
малороссийского быта, в которой немую роль дряхлого старика-малоросса
взялся сыграть Гоголь. Разучили роли и сделали несколько репетиций.
Настал вечер спектакля, на который съехались многие родные лицеистов и
посторонние. Пьеса состояла из двух действий; первое действие прошло
удачно, но Гоголь в нем не являлся, а должен был явиться во втором.
Публика тогда еще не знала Гоголя, но мы хорошо знали и с нетерпением
ожидали выхода его на сцену. Во втором действии представлена на сцене
простая малороссийская хата и несколько обнаженных деревьев; вдали река
и пожелтевший камыш. Возле хаты стоит скамейка; на сцене никого нет.
Вот является
дряхлый старик в простом кожухе, в бараньей шапке и смазных сапогах.
Опираясь на палку, он едва передвигается, доходит крехтя до скамейки и
садится. Сидит трясется, крехтит, хихикает и кашляет; да наконец
захихикал и закашлял таким удушливым и сиплым старческим кашлем, с
неожиданным прибавлением, что вся публика грохнула и разразилась
неудержимым смехом... А старик преспокойно поднялся со скамейки и
поплелся со сцены, уморивши всех со смеху...
С этого вечера
публика узнала и заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком. В
другой раз Гоголь взялся сыграть роль дяди-старика - страшного скряги. В
этой роли Гоголь практиковался более месяца, и главная задача для него
состояла в том, чтобы нос сходился с подбородком... По целым часам
просиживал он перед зеркалом и пригинал нос к подбородку, пока наконец
не достиг желаемого... Сатирическую роль дяди-скряги сыграл он
превосходно, морил публику смехом и доставил ей большое удовольствие.
Все мы думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был
громадный сценический талант и все данные для игры на сцене: мимика,
гримировка, переменный голос и полнейшее перерождение в роли, какие он
играл. Думается, что Гоголь затмил бы и знаменитых комиков-артистов,
если бы вступил на сцену5.
Бывший министром юстиции, Трощинский жил в своем богатом и знаменитом
имении - Кибинцах, в великолепном дворце.... Отец Гоголя был соседом
Трощинского и нередко приезжал к дряхлому старику в гости с женою,
матерью Гоголя - дивною красавицею. Брали они с собою и Николая
Васильевича6. По выходе из лицея Гоголь, Данилевский и
Пащенко (Иван Григорьевич) собрались в 1829 году ехать в Петербург на
службу. Трощинский дал Гоголю рекомендательное письмо к министру
народного просвещения. Вот приехали они в Петербург, остановились в
скромной гостинице и заняли в ней одну комнату с передней. Живут
приятели неделю, живут и другую, и Гоголь все собирался ехать с письмом
к министру; собирался, откладывал со дня на день, так прошло шесть
недель, и Гоголь не поехал... Письмо у него так и осталось.
Приехали в Петербург и другие товарищи Гоголя, и собралось их там более
десяти человек: Гоголь, Прокопович, <А. С.> Данилевский, <И. Г.>
Пащенко, Кукольник, Базили, Гребенка, Мокрицкий и еще некоторые.
Определились по разным министерствам и начали служить. Мокрицкий хорошо
рисовал и заявил себя замечательным художником по живописи. Товарищи
часто сходились у кого-нибудь из своих, составляли тесный, приятельский
кружок и приятно проводили время. Гоголь был душою кружка. Гоголь и
Кукольник сильно интересовались литературой. После знакомства с Пушкиным
7 Гоголь всецело предался литературе. Вот приходит однажды в
этот кружок товарищей Мокрицкий и приносит с собою что-то завязанное в
узелке. "А что это у тебя, брате Аполлоне?" - спрашивает Гоголь.
Мокрицкий был заика и с трудом отвечает: "Это... это, Николай
Васильевич, не по твоей части; это - священне..." - "Как, что такое,
покажи!" - "Пожалуйста, не трогай, Николай Васильевич, - говорю тебе
нельзя - это священне". (В узелке были костюмчики детей князя N.;
костюмчики нужны были Мокрицкому для картины, и он добыл их не без
труда.) Гоголь схватил узелок, развязал, увидел, что там такое, плюнул в
него и швырнул в окно на улицу. Мокрицкий вскрикнул от ужаса, бросился к
окну и хотел выскочить, но было высоко; бросается в дверь, бежит на
улицу и схватывает свой узелок... Хохотали все до упаду. Не имея ни
призвания, ни охоты к службе, Гоголь тяготился ею, скучал, и потому
часто пропускал служебные дни, в которые занимался на квартире
литературою. Вот после двух-трех дней пропуска является он в
департамент, и секретарь или начальник отделения делают ему замечания:
"Так служить нельзя, Николай Васильевич; службой надо заниматься
серьезно". Гоголь вынимает из кармана загодя изготовленное на высочайшее
имя прошение об увольнении от службы и подает. Увольняется и
определяется в другое место. И так увольнялся и определялся он несколько
раз 8.
...Проездом
через Москву в Малороссию на каникулярное время Гоголь, Данилевский и
Пащенко остановились в гостинице. На другой день вбегает к ним лакей их
и говорит, что Н. В. Гоголя спрашивает какой-то господин, а вслед за
этим входит и самый этот господин и спрашивает: "Здесь г. Гоголь?"
Гоголь, Данилевский и Пащенко были неодеты и скорей за ширму: "Извините
- мы не одеты", - говорят из-за ширмы. "Ничего; прошу вас не стесняться,
я желаю и мне очень приятно познакомиться с вами". А за ширмой суматоха:
один другого выпихивают вперед. Наконец выходит Гоголь и рекомендуется
тому господину, который оказывается - бывший министр народного
просвещения <И. И.> Дмитриев. Старик жил в Москве и желал лично
познакомиться с Гоголем, с которым и познакомился, и очень любезно, а
также и с товарищами Гоголя и пригласил к себе на вечер 9.
Дали слово. На вечере у Дмитриева собралось человек двадцать пять
московских литераторов, артистов и любителей, в числе которых был и
знаменитый Щепкин с двумя своими дочерьми. Гостеприимный хозяин и все
просили Гоголя прочесть "Женитьбу". Гоголь сел и начал читать. По одну
сторону Гоголя сидел Дмитриев, а по другую Щепкин. Читал Гоголь так
превосходно, с такою неподражаемою интонацией, переливами голоса и
мимикой, что слушатели приходили в восторг, не выдерживали и прерывали
чтение различными восклицаниями. Кончил Гоголь и свистнул...
Восторженный Щепкин сказал так: "Подобного комика не видал в жизни и не
увижу!" Потом, обращаясь к дочерям, которые готовились поступить на
сцену: "Вот для вас высокий образец художника, вот у кого учитесь!"...
Примечания
Тимофей
Григорьевич Пащенко вместе со своим братом Иваном Григорьевичем были
младшими соучениками Гоголя в Нежинской "Гимназии высших наук",
которую они закончили в 1830 г.
Настоящие
воспоминания были записаны со слов Т. Г. Пащенко литератором Виталием
Пашковым и с подзаголовком: "Рассказ современника и соученика Гоголя"
опубликованы в петербургской газете "Берег" от 18 декабря 1880 г., No
268, откуда мы и воспроизводим их с некоторыми сокращениями.
1
Нежинская "Гимназия высших наук" была рассчитана на девятилетний курс
обучения. В ней было три отделения: низшее, среднее и высшее - по три
класса в каждом. При гимназии существовал интернат. Помещения, в которых
размещались ученики-пансионеры, назывались "музеями".
2
Егор Иванович Зельднер служил в Нежинской гимназии надзирателем и
преподавателем немецкого языка в 1820-1829 гг. Отец Гоголя в 1821 г.
привез сына в Нежин и поручил Зельднеру присматривать за мальчиком и
сообщать о состоянии его здоровья, об успехах в гимназии и пр. Услуги
Зельднера оплачивались щедрыми дарами, присылаемыми из гоголевского
имения. Система воспитания, которой придерживался Зельднер, раскрывается
одной характерной его фразой в письме к Василию Афанасьевичу Гоголю:
"Без маленьких благородных наказаний не воспитывается ни один молодой
человек" (П. Е. Щеголев, "Детство Н. В. Гоголя" - в кн.
"Исторические этюды", изд. "Прометей", изд. 2-е, стр. 89. Здесь впервые
опубликован ряд писем Зельднера к В. А. Гоголю). Ограниченный и
чванливый Зельднер не пользовался никаким авторитетом у воспитанников
гимназии. Его терпеть не мог и Гоголь.
3
Авторство Гоголя не подтверждается.
4
Предположение Пащенко, что замысел "Вечеров на хуторе близ Диканьки"
относится ко времени пребывания Гоголя в Нежинской гимназии, неверно.
Эта книга была задумана в начале 1829 г., т. е. уже после переезда в
Петербург.
По свидетельству школьного товарища Гоголя, Г. И. Высоцкого, "охота
писать стихи высказалась впервые у Гоголя по случаю его нападок на
товарища Б<ороздина>, которого он преследовал насмешками за низкую
стрижку волос и прозвал Расстригою Спиридоном. Вечером, в день именин
Б<ороздина>, 12 декабря (Именины были мнимые), Гоголь выставил в
гимназической зале транспарант собственного изделия с изображением
чорта, стригущего дервиша, и с следующим акростихом:
Се образ жизни нечестивой.
Пугалище (дервишей) всех,
И<нок монастыря> строптивой,
Расстрига, сотворивший грех.
И за сие-то преступленье
Достал он титул сей.
О чтец! имей терпенье,
Начальные слова в устах запечатлей"
(П. А.
Кулиш,
"Записки о жизни Гоголя", Спб. 1856, т. I, стр. 24.) Из воспоминаний
современников мы знаем названия произведений, написанных Гоголем и до
нас не дошедших. Например, по свидетельству того же Высоцкого, Гоголем
была написана сатира "Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан". Н. Я.
Прокопович рассказывает, что Гоголь читал ему в гимназии свою
стихотворную балладу "Две рыбки", в которой изобразил в образе
двух рыбок судьбу свою и брата, рано умершего. Называют еще трагедию
"Разбойники", написанную пятистопным ямбом (П. А. Кулиш, "Записки
о жизни Гоголя", т. I, стр. 24-25). Из несохранившихся ранних
произведений Гоголя может быть названо еще одно - поэма "Россия под игом
татар". Г. П. Данилевский, со слов М. И. Гоголь - матери писателя,
воспроизвел уцелевшие в ее памяти две строки поэмы:
Раздвинув тучки среброрунны,
Явилась трепетно луна.
О первых
творческих опытах Гоголя сохранился ряд воспоминаний его товарищей по
гимназии. "В школе Гоголь мало выдавался, - рассказывал его ближайший
друг А. С. Данилевский, - разве под конец, когда он был нашим редактором
лицейского журнала. Сначала он писал стихи и думал, что поэзия - его
призвание" (см. запись В. И. Шенрока, "Вестник Европы", 1890, No 1, стр.
79). О содержании журнала, издававшегося Гоголем, свидетельствует К. М.
Базили: "В нем были отделы беллетристики, разборы современных лучших
произведений русской литературы, была и местная критика, в которой
преимущественно Гоголь поднимал насмех наших преподавателей под
вымышленными именами" (В. И. Шенрок,
"Материалы для биографии Гоголя", т. I, стр. 250). В гимназии
существовала литературная среда, способствовавшая пробуждению творческих
интересов Гоголя. В 1825 г. здесь организовался литературный кружок,
участники которого еженедельно собирались и подвергали обсуждению своя
произведения. На одном из таких собраний была обсуждена первая,
известная нам лишь по названию, прозаическая вещь Гоголя - "Братья
Твердославичи, славянская повесть". Один из его школьных товарищей
рассказывал об этом эпизоде: "Наш кружок разнес ее беспощадно и решил
тотчас же предать уничтожению. Гоголь не противился и не возражал. Он
совершенно спокойно разорвал свою рукопись на мелкие клочки и бросил в
топившуюся печь"
(В. И.
Любич-Романович, "Рассказы о
Гоголе и Кукольнике" в записи М. В. Шевлякова, "Исторический вестник",
1892, No 12, стр. 696). Вспоминая в "Авторской исповеди" начало своего
творческого пути, Гоголь писал: "Первые мои опыты, первые упражнения в
сочиненьях, к которым я получил навык в последнее время пребыванья моего
в школе, были почти все в лирическом и сурьезном роде. Ни я сам, ни
сотоварищи мои, упражнявшиеся также вместе со мной в сочинениях, не
думали, что мне придется быть писателем комическим и сатирическим..."
(Соч. Н. В. Гоголя, изд. 10-е, под ред. Н. Тихонравова, т. IV, стр.
248).
5
В гимназии впервые проявилась необыкновенная наблюдательность Гоголя. Он
вспоминал в "Авторской исповеди": "Говорили, что я умею не то что
передразнить, но угадать человека, т. е. угадать, что он должен в
таких и таких случаях сказать, с удержанием самого склада и образа его
мыслей и речей" (Соч. Н. В. Гоголя, изд. 10-е, т. IV, стр. 248). Когда в
гимназии организовался театральный кружок, Гоголь стал одним из первых
его участников. Он обладал ярко выраженным дарованием комического
актера. Он владел мимикой и искусством сценического перевоплощения.
Большим успехом пользовался Гоголь в пьесе Фонвизина "Недоросль", в роли
госпожи Простаковой, и в комедии Крылова "Урок дочкам", в роли няни
Василисы. "Он был превосходный актер, - рассказывал А. С. Данилевский. -
Если бы он поступил на сцену, он был бы Щепкиным" ("Вестник Европы",
1890, No 79). Приведем еще одно свидетельство современника - К. М.
Базили: "Театральные представления давались на праздниках. Мы с Гоголем
и с <Любич> Романовичем сами рисовали декорации. Одна из рекреационных
зал (они назывались у нас музеями) представляла все удобства для
устройства театра. Зрители были, кроме наших наставников, соседние
помещики и военные расположенной в Нежине дивизии... Играли мы трагедии
Озерова, "Эдипа" и "Фингала", водевили, какую-то малороссийскую пьесу,
сочиненную тогда же Гоголем *, от которой публика надрывалась со смеху.
Но удачнее всего давалась у нас комедия Фонвизина "Недоросль". Видал я
эту пьесу в Москве и в Петербурге, но сохранил всегда то убеждение, что
ни одной актрисе не удавалась рольПростаковой так хорошо, как играл эту
роль шестнадцатилетний тогда Гоголь" СВ. Шенрок, "Материалы...",
т. I, стр. 241).
* Вероятно,
имеется в виду пьеса отца Гоголя.
6
Дмитрий Прокофьевич Трощинский - родственник М. И. Гоголь - матери
писателя, именитый вельможа, начавший свою карьеру при Екатерине II,
ставший сенатором при Павле I и министром (уделов - в 1802-1806 гг., а в
1814-1817 гг. - юстиции) при Александре I. Последние годы находился в
отставке и жил "царьком" в своем богатом имении - Кибинцах. Н. В. Гоголь
в детстве нередко бывал в гостях у своего сановного родственника,
присутствовал на часто устраиваемых здесь домашних театральных
представлениях, в которых главную роль играл его отец в качестве
драматурга и актера. Будучи в Нежине, Н. В. Гоголь пользовался иногда
богатой библиотекой Трощинского (см., например, его письмо к родным от
13 июня 1824 г. Полн. собр. соч., т. X, АН СССР, 1940, стр. 47).
7
Гоголь познакомился с Пушкиным
20 мая 1831 г. на вечере у П. А. Плетнева (см. В. Гиппиус,
"Литературное общение Гоголя с Пушкиным". Ученые записки Пермского
государственного университета, отдел общественных наук, вып. 2, 1931,
стр. 63-77).
8
Это замечание Пащенко - неверно. В действительности Гоголь служил лишь в
двух департаментах: с 15 ноября 1829 г. по 25 февраля 1830 г. - в
департаменте государственного хозяйства и публичных зданий министерства
внутренних дел, а с 10 апреля 1830 г. по 9 марта 1831 г. - в
департаменте уделов министерства двора (см. "Н. В. Гоголь. Материалы и
исследования", I, 1936, стр. 288-306).
9
В мемуарной литературе это единственное свидетельство о встрече Гоголя с
известным поэтом и баснописцем Иваном Ивановичем Дмитриевым, занимавшим
в прошлом видные государственные посты (при Павле I - обер-прокурор
сената, при Александре I - министр юстиции), а с 1814 г. жившим в Москве
в отставке. Гоголь познакомился с Дмитриевым в начале июля 1832 г. во
время своего первого посещения Москвы, проездом из Петербурга в
Васильевку. Прибыв домой, Гоголь написал письмо Дмитриеву, в котором
благодарил его за "ласковый прием" (Полн. собр. соч., 1940, т. X, стр.
238-240). Эпизод с чтением "Женитьбы", о котором ниже рассказывает
Пащенко, мог иметь место лишь летом 1835 г. |