Гоголь в воспоминаниях
современников
Иордан Ф.И. - Из "Записок"
...Во
время моего пребывания в Риме туда приехал наша знаменитость Николай
Васильевич Гоголь; люди, знавшие его и читавшие его сочинения, были вне
себя от восторга и искали случая увидать его за обедом или за ужином, но
его несообщительная натура и неразговорчивость помаленьку охладили этот
восторг. Только мы трое: Александр Андреевич Иванов, гораздо позже Федор
Антонович Моллер и я остались вечерними посетителями Гоголя, которые
были обречены на этих ежедневных вечерах сидеть и смотреть на него, как
на оракула, и ожидать, когда отверзутся его уста. Иной раз они и
отверзались, но не изрекали ничего особенно интересного.
Доброта
Гоголя была беспримерна, особенно ко мне и к моему большому труду
"Преображение" 144.
Он рекомендовал меня, где мог. Благодаря его огромному знакомству это
служило мне поощрением и придавало новую силу моему желанию окончить
гравюру. Гоголь сидел обыкновенно опершись руками о колени, зачастую
имея перед собою какие-нибудь мелкие покупки: они развлекали его. Часто
встретишь его, бывало, в белых перчатках, щегольском пиджаке и синего
бархата жилете; он всегда замечал шутя: "Вы - Рафаэль первого манера", и
мы расходились смеясь. Гоголь многим делал добро рекомендациями,
благодаря которым художники получали новые заказы. Его портрет, писанный
Моллером, - верх сходства; мне пришлось два раза гравировать с него.
В это же
время приехал в Рим Ф. А. Моллер, пенсионер академии художеств, красивый
молодой дворянин и художник с блестящим талантом и хорошими средствами,
всегда веселый и крайне старательный. Его картина, известная под
названием "Поцелуй", заставила говорить о нем весь Рим; "Русалка", по
стихотворению Пушкина, была менее удачна; наконец он написал в Риме еще
портрет Гоголя.
...Приезд
наследника цесаревича 145 привлек в Рим множество гостей,
особенно русских; Н. В. Гоголь, воспользовавшись этим, как известный
писатель, желая помочь одному земляку своему, малороссу, весьма
посредственному художнику, Шаповаленко, объявил, что будет читать
комедию "Ревизор" 146 в пользу этого живописца, по 5 скуд за
билет. Как приезжие русские, так и приятели художника все бросились
брать билеты. Говорили, что Гоголь имеет необыкновенный дар читать,
особенно "Ревизора", - комедию, обессмертившую его. Княгиня Зинаида
Волконская 147 дала ему в своем дворе, Palazzo Poli, большое
зало, с обещанием дарового угощения. Съезд был огромный. Я был восхищен
появлением в числе гостей двух сестриц Алферьевых, из коих младшая была
ангелом красоты, скромности и несказанной доброты; я все время любовался
ею.
В зале
водворилась тишина; впереди, полукругом, стояло три ряда стульев, и все
они были заняты лицами высшего круга. По середине залы стоял стол, на
нем графин с водою и лежала тетрадь; видим, Н. В. Гоголь с довольно
пасмурным лицом раскрывает тетрадь, садится и начинает читать, вяло, с
большими расстановками, монотонно. Публика, по-видимому, была мало
заинтересована, скорее скучала, нежели слушала внимательно: Гоголь время
от времени прихлебывал воду; в зале царствовала тишина. Окончилось
чтение первого действия без всякого со стороны гостей одобрения; гости
поднялись со своих мест, а Гоголь присоединился к своим друзьям. Явились
официанты с подносами, на них чашки с отличным чаем и всякого рода
печением. Я все посматривал на свой предмет, Алферьеву; увидал, что с
нею была какая-то молодая бойкая дама, высокого роста мужчина, средних
лет женщина и старушка.
Во время
чтения второго действия многие кресла оказались пустыми. Я слышал, как
многие, выходя, говорили: "этою пошлостью он кормил нас в Петербурге,
теперь он перенес ее в Рим" 148.
Доброе
намерение Н. В. Гоголя оказалось для него совершенно проигранным.
Несмотря на яркое освещение зала и на щедрое угощение, на княжеский лад,
чаем и мороженым, чтение прошло сухо и принужденно, не вызвав ни
малейшего аплодисмента, и к концу вечера зало оказалось пустым; остались
только мы и его друзья, которые окружили его, выражая нашу
признательность за его великодушное намерение устроить вечер в пользу
неимущего художника...
Примечания
В 30-е
годы в Риме обосновалась большая группа русских художников,
командированных туда Петербургской академией художеств. Живя подолгу в
Италии, Гоголь сблизился с некоторыми из этих художников, особенно с А,
А. Ивановым, Ф. А. Моллером, Ф. И. Иорданом, И. С. Шаповаловым. Федор
Иванович Иордан (1800-1883) - известный русский гравер, впоследствии
профессор и ректор Академии художеств.
Свои
"Записки" Иордан начал писать на склоне лет, в 1875 г. Они представляют
собой летопись важнейших событий его жизни до половины 50-х гг. В них
содержится также немало фактов, характеризующих жизнь русских художников
в Италии и их взаимоотношения с Гоголем. Впервые "Записки" появились в
журнале "Русская старина" (1891, No 3-12) и 8 1918 вышли отдельным
изданием. Мы даем здесь два отрывка, имеющие непосредственное
касательство к Гоголю ("Русская старина", 1891, No 7, стр. 55-56, и No
8, стр. 247-249).
144
В 1835 г. Иордан, по совету К. Брюллова, начал воспроизводить в гравюре
картину Рафаэля "Преображение". Работа велась с большим напряжением в
течение 15 лет и в 1850 г. первые оттиски гравюры были привезены в
Петербург.
145
Будущий царь Александр II. Его
сопровождал В. А. Жуковский. Они приехали в Рим в конце декабря 1838 г.
146
Речь идет о молодом тогда художнике Иване Савельевиче Шаповалове,
которого, ввиду его украинского происхождения, в кругу друзей называли
Шаповаленко. Он был выходцем из крестьян. Своими выдающимися
способностями он обратил на себя внимание и был в 1831 г., 14-летним
юношей, отправлен в Италию для изучения живописи. Шаповалов был учеником
А. А. Иванова. Ему покровительствовал Гоголь. Впоследствии Шаповалов
стал крупным мозаичистом.
Публичное чтение "Ревизора" было задумано писателем в связи с тем, что
Общество поощрения русских художников неожиданно лишило Шаповалова
пособия, оставив его в крайне бедственном положении. (Об этом эпизоде
см. "А. А. Иванов, его жизнь и переписка", изд. М. Боткина, Спб. 1880,
стр. 137-138.)
147
3. А. Волконская в 1829 г.
уехала из России в Италию и перешла в католичество. Гоголь познакомился
с ней в 1837 г. в Риме. Своим религиозным фанатизмом Волконская
способствовала росту мистических настроений Гоголя во второй половине
40-х годов.
148
Это свидетельство Иордана
лишний раз характеризует отношение русской реакции к гениальной комедии
Гоголя. |